Версия для слабовидящих
логотип
Мы приветствуем Вас на официальном сайте Юрьевской школы!

МБОУ "Юрьевская средняя школа"



set-4140.znaet.ru / Учебная деятельность / Разработки открытых уроков / Использование на уроках химии технологии обучения младших школьников
Главная страницаКарта сайта



УМНЫЕ МЫСЛИ


ШКОЛА - ЭТО МАСТЕРСКАЯ,ГДЕ ФОРМИРУЕТСЯ МЫСЛЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, НАДО КРЕПКО ДЕРЖАТЬ ЕЁ В РУКАХ, ЕСЛИ НЕ ХОЧЕШЬ ВЫПУСТИТЬ ИЗ РУК БУДУЩЕЕ. (А. БАРБЮС)


КАК ПРИЯТНО ЗНАТЬ, ЧТО ТЫ ЧТО-ТО УЗНАЛ! (Ж.Б. МОЛЬЕР)


НЕТ СТРЕМЛЕНИЯ БОЛЕЕ ЕСТЕСТВЕННОГО, ЧЕМ СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ! (М. МОНТЕЛЬ)


"СКАЖИ МНЕ - И Я ЗАБУДУ! ПОКАЖИ МНЕ - Я ЗАПОМНЮ! ВОВЛЕКИ МЕНЯ - И Я НАУЧУСЬ!"

Использование на уроках химии технологии обучения младших школьников

Использование  на  уроках  химии технологии обучения  младших  школьников и метода  дублирующих  блоков.
учитель химии: Радченко Т.Ф.

  Слово  «технология» пришло  в  русский язык из английского языка, в  котором  оно  означало – техника, машины,  средства деятельности, а  точнее  сказать, способы и правила деятельности. Затем  произошла  трансформация значений. Сегодня  это  привело  к  ещё  большей  путанице с  предметной  областью «Технология», тем  более,  применительно  к  образованию. В  любом  толковом  словаре  русского  языка  мы можем  найти  определение  технологии как совокупности  приёмов  и  методов обработки и т.д.
Современные  требования  к  выпускнику  средних  школ  очень  высоки. Сегодняшний  день  требует  от  выпускника инициативы, самостоятельного мышления, нестандартных  подходов  и решений. Формирование  этих  качеств  требует  от  педагога  мастерства, самобытности, постоянного  совершенствования учебно-воспитательного процесса. Он  должен быть направлен на воспитание  у  школьников интереса  к  учению, базой же  является  профессионализм  учителя.
Московская  учительница заслуженный  учитель РФ С.Н.Лысенкова разработала  действенную  систему управления  учением младших  школьников, дарующую  каждому ребёнку радость успеха  в  учебном  труде, вооружающую  способностью  учиться и самостоятельно регулировать познавательную  деятельность. Обучение  таким видам  деятельности, как  составление  формул, определение  степени окисления, чтение  и комментирование формул  веществ, уравнений  химических  реакций и решение  химических  задач целесообразно  проводить с  использованием комментированного  управления можно  с  большим  успехом  применять  в  8  классе. Работу с разнообразными опорными схемами, таблицами, включающие  все  виды  памяти, развивающие  логику  зрительного восприятия, пространственное  воображение, а  также  опираясь  на  идею опережения, использование  компьютерных  технологий, как  средство развития  умственной  самостоятельности в  процессе  обучения.    Комментированное управление  решает  не  только учебные, но  и воспитательные, развивающие  задачи, так как у школьника  вырабатывается комплексный  учебный  навык (мыслю, говорю, записываю).
Как использовать  этот  метод в  процессе  обучения  рассмотрим  на  примере  такого  урока.
Тема  урока:  КИСЛОТЫ
Цели  урока: 1.Рассмотреть  состав, название  и классификацию кислот
2.Познакомить учащихся  с  важнейшими  неорганическими кислотами, познакомить с правилами по технике безопасносности
3.Сформировать  понятия  о  кислотах.
Оборудование:
Растворы  важнейших  неорганических и органических  кислот
(соляной, серной, азотной, уксусной, лимонной).
Индикаторы.
Стеклянная химическая посуда.
Компьютерная презентация « виртуальная  лаборатория».
Оформление  доски: (на магнитной  доске)--- опорная схема
1. Организационный  этап – подготовка  рабочего  места  к  уроку, на  него  обычно  затрачивается  1-2 минуты
2.Повторительно - обобщающий этап. Включает  в  себя проверку  домашнего  задания. В  восьмом  классе, на  начальном  этапе  изучения  химии, с методом комментированного управления  обязательно использую  метод   дублирующих блоков. Размеры  классной  доски  позволяют  сделать это, и поэтому  заранее для  2-3 учащихся  записываю  следующие  задания: 
             1 блок                                  2 блок                                      3 блок
              Са(ОН)?                          Мg(OH)?                                 Ba(OH)?
                      Na OH?           ?                    KOH?          ?                         LiOH? ?
               Mn ?(OH)?                       Al ?(OH)?                               Fe?(OH)?
Переписывая эти  схемы  с  доски  в  тетради, учащиеся  снова  и снова  записывают  химические знаки, составляющие формулы,  комментируют  их и запоминают. Затем  наступает  момент составления  формулы веществ по  степени окисления. Ребята рассуждают,  записывают индексы. Я  предлагаю обвести  фигурной  скобкой  вещества каждого блока  и  задаю  вопрос: «Как  называются  эти  вещества?». Следует ответ: «Основания  или  гидроксиды металлов », таким образом, каждый ученик запишет  в  тетради  9  формул.
Следующим  заданием  будет  работа  в  парах  постоянного  состава:
Каждый  урок ребята  друг у друга  проверяют фактический  теоретический  материал: состав вещества, его  строение и классификацию, т.е. дают  определение изученному  классу соединений. Результатом  работы  будет  написание  с комментарием  2-ух - 3-х формул  в  тетрадь, составленных  самостоятельно. (KOH; Fe(OH)3…)
3.Ориентировачно- мотивационный  этап.
   На  уроке выставляю  на  стол, приготовленные  заранее  растворы  некоторых  кислот, хорошо  известных  ребятам, все  склянки, в которых  находятся растворы,  подписаны  крупным шрифтом. Задаю вопрос: «Скажите,  каждый  человек  на  земном  шаре  может прочесть, что здесь  написано?». Последовал  ответ: «Нет, потому что не  все  понимают  русский  язык». Выставляю другие  склянки  подписанные  соответствующими   химическими формулами. «А  теперь?»,- спрашиваю я. «Прочитать  сможете  и вы, но  что  это  за  вещества, каков  их  состав  и назначение  нам  предстоит  определить на  этом  этапе  урока».
  Задаю  вопрос: «О каких веществах  идет  речь?»
4.Операционно-исполнительский этап.
  Ответ : «О кислотах». (на  доске  записываю  тему  урока, а так же ребята пишут в тетрадях  и в тетрадях). Я  предлагаю  ребятам  выделить корень  в  слове  «кислота», корень  будет – -кисл-, подберите, пожалуйста, однокоренные  слова.
Правильно: «кислый, кислица и т.д.», да действительно, кислота  на  вкус  кислая, продолжаю я, и кто её  не  пробовал, ведь  она есть у  каждого  в  доме, продолжаю  показ веществ,  среди  которых  есть и твёрдые  вещества, одновременно заполняя  схему на  магнитной  доске  при помощи магнитных  карточек.(прил 1.)(продолжается  работа  в  тетрадях по  составлению  опорной  схемы). Но  не  все  кислоты  можно  попробовать так как лимонную или  яблочную  или  как  разбавленную  уксусную, потому  что  многие  из  них  ядовиты.
-Как  можно  распознать  кислоты, при  помощи  каких других веществ?
Помня  прошлый урок, ребята  предлагают воспользоваться индикаторами.
4.1.Я  демонстрирую  изменение  окраски индикаторов в кислой  среде  в  виртуальной  лаборатории, используя  компьютер (в целях  безопасности и недостатка  реактивов). Опыт проделываю неоднократно, ребята  записывают  в  тетрадь  в  виде  таблички, а  чтоб  лучше  запомнили, как  меняется  цвет даю  шпаргалку: Кислота – Красный.
-4.2.Предлагаю открыть книгу на  стр. 102 – ученики  переписывают их  в тетрадь прочитывая  и  называя  состав, обратить  внимание, из каких атомов  состоят  сложные вещества кислоты.
-Кто  сможет  самостоятельно сформулировать  определение, что такое  кислоты? - затем  уточняю ответ и предлагаю  ещё  раз  прочесть  в  учебнике  в  полголоса.
4.3.Теперь  пришел  черед  составу  кислот. Обращаю  внимание  ребят на  то, что в отличие от оснований  кислоты  могут состоять как из 2, так  и из 3  химических элементов, одним  из  которых обязательно будет водород, стоящий  на первом месте. Используя метод дублирующих  блоков, возвращаюсь  к  написанию формул  кислот, прочитываем их и повторяем формулировку.
4.4.Я предлагаю продолжить работу  на  магнитной  доске  и  обозначить классификацию кислот.
                                                 кислоты
бескислородные      кислородные
                              HCl ; H2S                     HNO3 ; H2SO4

                                                кислоты
одноосновные                  двухосновные                     трехосновные
HNO3;  HCl                        H2SO4; H2S H3PO4

Таким образом,  составление  опорной схемы  пришло к логическому  завершению, осталось добавить, что не все кислоты  растворимы. Посмотрите  пожалуйста  на  таблицу  растворимости  кислот, солей, оснований и подтвердите  сказанное  выше.(кремниевая кислота  нерастворимая). Тип  связи  в  кислотах  ковалентная  неполярная, потому как все  химические элементы  неметаллы.
Информация к размышлению:  Почему  таких  кислот как угольная  и сернистая  в  свободном  виде  не существует? (ответ подтвердить материалами дополнительных источников имеющихся  на  рабочих столах)
4.5. И так, ещё  раз  обратимся  к  опорной  схеме  и проговорим что же  такое  кислоты. (обобщают полученные  знания, проверяют записи в тетрадях)
4.6.Определение степеней  окисления элементов и зарядов  ионов  кислот
Запомни: 1.Водород в кислотах всегда  заряжен +1
2.Численное  значение  заряда кислотного остатка всегда  равно    числу  атомов  водорода  в  молекуле и наоборот.
Чему же  равна степень окисления элементов  в  кислотах? (объяснение по стр.103 учебника).
4.7. Правила  по  технике  безопасности: многие  кислоты  очень  опасные и ядовитые  вещества, поэтому  работать  с  ними  надо очень осторожно:
Демонстрирую,  как  нужно  соединять серную кислоту  и воду. В химический  стакан  налью чистой дистиллированной  воды, а потом медленно, тоненькой струйкой  волью  немного  серной кислоты, предварительно опустив  туда водный термометр, заметьте,  что  происходит  со столбиком термометра. Сделайте  вывод и запишите  его в тетрадь.

5.Рефлексивно – оценочный  этап.
1.решение  задачи № 5 а)  на стр103.
2.Назови кислоту: на  наборном  полотне карточки с формулами кислот, ребята по очереди переворачивают карточку- задание  читают и называют  кислоту. Состязаются  две  команды, чья  команда  победит, рейтинговая  отметка  игроков  команды  возрастет  на  1  балл на  заключительном  уроке данной  темы.
6.Определение  домашнего задания и инструктаж по его выполнению .
Параграф 20
Задание 1 устно, 3 письменно, конспект в тетр
Приложение №1

растворимые - HCl
                                                Кислоты    нерастворимые - H2SiO3

бескислородные      кислородные                жидкие – уксусная CH3COOH
HCl ; H2S                 HNO3 ; H2SO4   твердые – лимонная, борная, стеариновая              
                                                                                    

















    © 2005-2018
    Направление.RU
    Веб-офис - система управления сайтомредактировать содержание сайта

    Адрес:Омская область Павлоградский муниципальный район 
    с.Юрьевка ул.Центральная,19
    Телефон: +7 (381)2 57222
    E-mail: yrievpavka61@mail.ru