Версия для слабовидящих
логотип
Мы приветствуем Вас на официальном сайте Юрьевской школы!

МБОУ "Юрьевская средняя школа"



Главная страницаКарта сайта



УМНЫЕ МЫСЛИ


ШКОЛА - ЭТО МАСТЕРСКАЯ,ГДЕ ФОРМИРУЕТСЯ МЫСЛЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, НАДО КРЕПКО ДЕРЖАТЬ ЕЁ В РУКАХ, ЕСЛИ НЕ ХОЧЕШЬ ВЫПУСТИТЬ ИЗ РУК БУДУЩЕЕ. (А. БАРБЮС)


КАК ПРИЯТНО ЗНАТЬ, ЧТО ТЫ ЧТО-ТО УЗНАЛ! (Ж.Б. МОЛЬЕР)


НЕТ СТРЕМЛЕНИЯ БОЛЕЕ ЕСТЕСТВЕННОГО, ЧЕМ СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ! (М. МОНТЕЛЬ)


"СКАЖИ МНЕ - И Я ЗАБУДУ! ПОКАЖИ МНЕ - Я ЗАПОМНЮ! ВОВЛЕКИ МЕНЯ - И Я НАУЧУСЬ!"

Урок - КВН "Фразеология"

Учитель русского  языка и литературы: Шевченко Н.А.
6 класс
Тема урока: Фразеологические обороты
Цель урока: повторение и обобщение изученного по теме «фразеология»
Ход урока:
Урок – КВН
I.Звучит песня В. Шаинского:
                Мы начинаем КВН.
                Для чего? Для чего?
                чтоб не осталось в стороне
                Никого, никого.
               Пусть не решить нам всех проблем,
                Не решить всех проблем,  
                Пусть станет радостнее всем,
                Веселей станет всем.
II. Ведущий (учитель); две команды.
   Дорогие друзья! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок – КВН. Дверь в наш Клуб веселых и находчивых вам откроет конкурс – разминка «Знаешь ли ты?» Я буду называть фразеологизмы а вы должны объяснить их значение.
  
   Водой не разольешь    (неразлучные друзья);
   Как в воду опущенный  (грустный человек);
   Толочь воду в ступе  (бесполезная работа);
   Носить воду решетом  (бессмысленная работа);
   Седьмая вода на киселе  (дальний родственник);
   Воды не замутит  (тихий человек);
   Набрал в рот воды  (молчаливый);
   Как в воду глянул  (угадал, предсказал );
   Как две капли воды  (очень похожи);
   Прошли огонь у воду  (все испытали).

     Теперь посчитаем, с каким количеством очков мы отправились в путешествие.
   
     Подводится и объявляется итог первого конкурса.
    А сейчас отправляемся по стране, все там свои мысли выражают кратко, метко, сочно. Здесь понадобится наши знания и … «веселое лукавство ума»

      Ведущий.
  Перед нами первое препятствие пропасть, на дне которой плещется вода. Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке включали это слово. Ответьте, в состав каких еще фразеологических оборотов входит слово вода. За каждый быстрый и правильный ответ команда получает пол – очка.
  ( утопить в ложке воды, концы в воду, как в воду кануть, как с гуся вода, как рыба в воде, много воды утекло, вывести на чистую воду и другие).
    Следующее задание: вспомнить фразеологизмы и составить небольшой рассказ.
     Объявляется итог конкурсов и общий счет.
      Ведущий.
  Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что здесь идет речь не о жидкости, а о времени.
  Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая – составляет предложение с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. После 5 примеров команды меняются ролями.
Гладить по головке                           протянуть руку
Кормить завтраками прокладывать дорогу
Вырвать с корнем                             выйти из строя
Поставит в тупик                              сесть в лужу
Ходить на цыпочках                         намылить шею
                 Подведение итогов конкурса.

     Ведущий.
  Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными. Они должны вспомнить фразеологизмы с ними. Поскольку сделать это нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде.
  На карточках написаны имена Ерёма (я ему про Фому, а он мне про Ерему), Емеля (мели, Емеля, - твоя неделя), Маланья (на Маланьину свадьбу), Фома (Фома неверующий), Макар (куда Макар телят не нагонял), Сидор (драть как Сидорову козу), Федот (Федот, да не тот).
  Второе задание для капитанов: найти устойчивые обороты в отрывах (тексты заранее записаны на доске)

    Оказался молодцом,
    Смог осилить ношу -   
    Не ударил в грязь лицом
    И не сел в галошу.
                                   А. Шибаев.

    За домом едва
    Пожелтела трава
    Два брата рубили дрова.
    Один это делал спустя рукава.
    Другой – засучив рукава.
                                                В. Викторов.
  Последнее задание потребует от капитанов не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записать фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А команда должна назвать его.
  На карточках записано: сесть в галошу, водить за нос, дело в шляпе, льет как из ведра, связать руки, намылить шею, лить крокодиловы слезы, реветь в три ручья.
       Подведение итога конкурса капитанов.
     Ведущий.
  А теперь опять задание капитанам: подберите синонимы к устойчивым оборотам: поминай как звали (и след простыл), куры не клюют (хоть пруд пруди), водить за нос (морочить голову), глядеть в оба (держать ухо в остро), закрывать глаза на что – то (смотреть сквозь пальцы), тьма кромешная (ни зги не видать), ни слуху ни духу (ни ответа ни привета), пальчиками оближешь (язык проглотишь).
  Следующее задание: быстро и правильно назвать антонимы к фразеологизмам: жить душа в душу (как кошка с собакой), чуть свет (на ночь глядя), хоть пруд пруди ( кот наплакал), рукой подать (куда Макар телят не гонял), дать волю языку (держать язык за зубами).
    Объявляется итог конкурса и общий счет, называется команда – победитель.






    © 2005-2018
    Направление.RU
    Веб-офис - система управления сайтомредактировать содержание сайта

    Адрес:Омская область Павлоградский муниципальный район 
    с.Юрьевка ул.Центральная,19
    Телефон: +7 (381)2 57222
    E-mail: yrievpavka61@mail.ru