Версия для слабовидящих
логотип
Мы приветствуем Вас на официальном сайте Юрьевской школы!

МБОУ "Юрьевская средняя школа"



set-4140.znaet.ru / Участие в различных мероприятиях / Конкурсы / "Здоровье молодежи - богатство России"
Главная страницаКарта сайта



УМНЫЕ МЫСЛИ


ШКОЛА - ЭТО МАСТЕРСКАЯ,ГДЕ ФОРМИРУЕТСЯ МЫСЛЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, НАДО КРЕПКО ДЕРЖАТЬ ЕЁ В РУКАХ, ЕСЛИ НЕ ХОЧЕШЬ ВЫПУСТИТЬ ИЗ РУК БУДУЩЕЕ. (А. БАРБЮС)


КАК ПРИЯТНО ЗНАТЬ, ЧТО ТЫ ЧТО-ТО УЗНАЛ! (Ж.Б. МОЛЬЕР)


НЕТ СТРЕМЛЕНИЯ БОЛЕЕ ЕСТЕСТВЕННОГО, ЧЕМ СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ! (М. МОНТЕЛЬ)


"СКАЖИ МНЕ - И Я ЗАБУДУ! ПОКАЖИ МНЕ - Я ЗАПОМНЮ! ВОВЛЕКИ МЕНЯ - И Я НАУЧУСЬ!"

"Здоровье молодежи - богатство России"

                                                    “Я слышу – я забываю,
                                                     Я вижу – я запоминаю,
                                                     Я делаю – я понимаю”

(китайская пословица)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей приобретает все большее значение. Центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего  (Никитушкин В.Г., Спирин В.К., 2002).

     Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению Очевидным является также утверждение о том, что в сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья, существенную роль играет оптимальный уровень двигательной активности, а так же стиль жизни современных  детей.

    Проблема здоровья школьников становится приоритетным направлением. Ведущими задачами являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, а так же  забота о здоровье. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье.  Необходимость творческого развития личности, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды, психологического комфорта учащегося.

         Целью работы явилось изучение влияния занятий физическими упражнениями как определяющего компонента  формирования здорового образа жизни на состояние здоровья подростков.

         Задачи работы:

1.            Изучить состояние вопроса по литературным источникам.

2.            Определить роль основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля жизни  подростков.

3.            Установить уровень влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья и формирование основ здорового образа жизни.

    Проблема здорового образа жизни имеет древние  корни, связанные с рассмотрением таких вопросов, как отношение человека к бытию, смыслу жизни, соотношение духовного и телесного, наслаждение, разумное и неразумное, рациональное и иррациональное, связь с миром и окружающей средой, стремление к самосохранению счастью.

    Аристотель утверждал, что человеческая душа самая сложная. Она состоит из трех частей, обладает всеми функциями растительной и животной души и, кроме того, специфически человеческой функцией – умом, мышлением, рассуждением.  «В большинстве случаев, очевидно, душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях…, состояние души имеет свою основу в материи» .

     Древним грекам принадлежит высказывание о том, что в здоровом теле, здоровый дух. Однако это крылатое изречение нельзя понимать в прямом смысле. Это не аксиома, а всего лишь предположение о возможности влияния и взаимоотношения тела и духа, их гармонии. Подтверждением этому являются слова Демокрита о том, что телесная красота животна, если за ней нет ума.

      Давно известно, что физическое состояние тела действует на психофизическое здоровье человека. Это же наблюдение лежит в основе и многих религиозных предписаний, касающихся выбора той или иной пищи и питья, соблюдение постов. Невежество есть зло, говорил английский философ М. Гоббс, ибо оно не приносит нам никакой пользы.

Шарль-Луи Монтескье, выдающийся французский мыслитель энциклопедического склада, живший в этой же эпохе, что и Ф. Вольтер, утверждал, что здоровый и крепкий человек питает большое доверие к самому себе, т.е. имеет большое мужество, большую уверенность в своей безопасности, больше прямоты, меньше подозрительности, политиканства и хитрости.

   Пожалуй, не найдется ни одного философа, который бы в той или иной степени не касался фактора здоровья в бытие человека. Накопленная в течение многих веков мудрость говорит о том, что человечество всегда ценило здоровье, поощряло крепость духа и умеренность в потреблении телесных благ. В сказках, мифах, легендах многих народов прославляются сильные, смелые, выносливые, трудолюбивые люди и высмеиваются лентяи, обжоры, пьяницы (Соловьев М.Г.,1999).

     Делая свой выбор между разумным и неразумным, телесными удовольствиями, связанными с дурными привычками, и здоровьем, человек практически постоянно испытывает душевное противоречие. При этом не всегда определяющим являются его жизненные интересы и целевые установки. Это наводит на мысль о том, что, с одной стороны, человек как явление природы, как продукт общества (социум) на первый взгляд доступен для понимания и его поступки вполне объяснимы, а с другой стороны – они порой не понятны, выходят за пределы логики и здравого смысла. На вопрос, почему люди, заранее зная и понимая, делают то, что идет во вред их здоровью, ответить не так-то легко. Ведь не напрасно понятие о здоровье определяется не только отсутствием болезни, но и как состояние полного комфорта – физического, психического и социального (Соловьев М.Г., 1999).

    На путь пренебрежительного отношения к своему здоровью могут привести и отсутствие знаний,  видения своих перспектив, своего предназначения, слабая воля, чувство временности своего бытия, изменчивость судьбы, уровень благосостояния и условия жизни своих близких, недостаточное воспитание, чрезмерное эмоциональное восприятие различного рода личностных, общественных, политических событий и неумение управлять собой. Существенное значение при этом  играют семейные и коллективные традиции, окружение друзей, социально-политическое и экономическое состояние общества (Дубровский В.И., 1999).

    Однако каждый должен знать и понимать с детства, что природа изначально заложила в человека высокое предназначение и конкретно определенные каждому потенции развития и самосовершенствования. В какой степени и в каком направлении человек использует эти возможности, зависит от его мировоззрения,  как он представляет себе мир в целом и свое место в нем. От понимания сущности бытия, гармонии, единства функционирования разума, духа и тела, ценности здоровья, накопленного опыта и знаний, а в целом уровня культуры зависит, какой путь развития, какой образ жизни определяет себе личность (Соловьев Г.М., 1999).

    Когда человек получает какое-то благо и связанное с ним удовлетворение, соизмеримое с его интеллектом и устремлениями – он счастлив. Проявление счастья человек испытывает тогда, когда его личные интересы и стремления совпадают с интересами общества. Социальное проявление счастья, понимание ценности здоровья характеризует человека как социально значимую личность, как социум.

 

Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни

   

    Вот уже на протяжении целого десятилетия  в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков МЗ РФ на период с 1996 по 1999 год  43 % учащихся страдали различными хроническими заболеваниями; 63 % - имели нарушения осанки; 18 % старшеклассников – повышенное давление. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с  состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования около 30 % детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания как диабет, гипертония, атеросклероз.

   Состояние  здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое  значение принадлежит  образу жизни: 50 – 52 % здоровья определяется здоровым образом жизни и только 10 – 15 % зависит от здравоохранения (Концепция  физического воспитания и здоровья детей и подростков, 1992).

  Рассматривая здоровье человека, нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором "здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов" (1968). Следовательно, в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Поэтому здоровье человека должно определяться   личностным уровнем его проявления.

 

Здоровый образ жизни, его основные компоненты

  Человеческий организм  функционирует по законам саморегуляции. При этом на него воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное влияние. К ним, прежде всего, следует отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного и рабочего процесса, недостатки калорийности питания, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки, отягченная или неблагополучная наследственность, низкий уровень медицинского обеспечения. Как уже отмечалось   выше сохранение и укрепление здоровья людей только на 50 % определяют независящие от человека причины, такие как экология (20 %), здравоохранение и медицина (10 %) и наследственность (20 %). Остальные 50 % состояния здоровья напрямую зависят от образа жизни человека и режима его двигательной активности (30 %) (Лукьяненко В.П., 2001).

   Здоровый образ жизни  – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей, позволяющий человеку долгие годы трудится в полную меру своих способностей, избавляющий  его от болезней и недомоганий, дарящий бодрость, силу и энергию, без которых нет полнокровной радости бытия (Коростелев Н.Б., 1987).

     Здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений  в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности (Лукьяненко В.П., 2001)

    Здоровый образ жизни представляет собой режим ограничений в соответствии с оптимальным режимом физических нагрузок, то есть для успешного решения проблемы сохранения здоровья необходимо наряду  с правильно организованной двигательной активностью систематически выполнять и другие заповеди его укрепления: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать (Брехман И.И., 2000). Как сказал известный американский писатель Марк Твен: «Единственный способ сохранить здоровье – есть то, что не хочешь, пить то, чего не любишь и делать то, что не нравится». 

   Стиль ЗОЖ обусловлен  особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья.

   К основным компонентам здорового образа жизни относятся: рациональное питание, быт, организация труда и отдыха, отношение к вредным привычкам (Лаптев А.П., Полиевский С.А., 1990).  Потребность в движениях, в физическом совершенствовании, в сохранении и укреплении здоровья – вот психологические основы мотивации формирования здорового образа жизни.                            

Помимо  основных компонентов в системе формирования ЗОЖ многими учеными выделяется еще и образовательный компонент   учащихся.

  Можно выделить следующие основные знания:

§          о роли семейного воспитания и уклада на формирование образа жизни будущего поколения;

§          о целенаправленном   применении  разнообразных форм физической культуры;

§          о целенаправленном освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

§          об использовании естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;

§          активная пропаганде  по внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

Именно это  и лежит в основе обучения, привития  и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов ЗОЖ.

Таковы основные слагаемые ЗОЖ. Внедрение их в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода, кропотливой целенаправленной деятельности. Поэтому  оно предполагает, прежде всего, активную деятельность в этом направлении самого человека.  Следование нормам и принципам ЗОЖ  -  долг  каждого разумного человека.  Сознательное отношение  к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.

                                             Искоренение вредных привычек

    Искоренение вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания) – одно из основных условий формирования ЗОЖ. По данным Холодова Ж.К. (1990) курение ограничивает доступ крови к основным системам жизнеобеспечения организма. Канцерогены табака развивают различные заболевания дыхательной системы, наиболее страшным из которых является рак легких (Лукьяненко В.П., 2001). Они стимулируют развитие атеросклероза, стенокардии, ишемической болезни, развивают гипертонию, способствуют развитию тромбов сосудов. Вызывают заболевания пищеварительной системы, разрушительно действуют на печень, вызывая интоксикацию всего организма. При этом отрицательное влияние табакокурения отражается и на психических процессах памяти, внимания, мышления

( Дубровский В.И.,1999).

  Другим пороком, препятствующим формированию здорового стиля жизни, является алкоголизм, оказывающее разностороннее отрицательное воздействие на организм человека. В  первую очередь страдает центральная нервная система,  нарушается деятельность коры больших полушарий, а затем спинного и глубоких отделов  головного мозга.(Марков В.В., 2001). В результате продолжитель­ность жизни   алкоголиков на 15 – 30 лет меньше средней продолжительности, не употребляющих спиртного (Ж.К. Холодов,  1990).

Алкоголь способствует всевозможным аллергическим явлениям. Аллергия – это состояние повышенной чувствительности организма к самым различным веществам окружающего человека мира.  Алкоголь не только отрицательно влияет на здоровья самого пьющего,  но и сказывается на его потомстве. В этом, пожалуй, заключён самый страшный грех, самая главная беда, которую приносит алкоголь, влияя на  здоровья людей, на наследственность, приводя к дебилизму и смертности новорождённых. Он как ничто другое, обладает способностью превращать индивидуума в существо более низкого порядка (в животное состояние). В результате  очень часто он становится крайне опасным для общества, а пьянство алкоголизм превратились в крупномасштабное социальное зло (Виноградов П.А., 1990).

   Наркомания  -  это самый опасный недуг человечества. Наркотики парализуют и убивают психику человека, делают его безвольным. Причем привыкание к наркотикам происходит очень быстро. Человек становится рабом наркотиков  и способен сделать все, чтобы получить нужную ему дозу. В первую очередь подвергается сильному воздействию центральная нервная система и психика человека, а затем и все остальные жизненно важные органы. Постепенно человек деградирует как личность (Ж.К. Холодов,  1990).  Установлено, что средняя продолжительность жизни наркомана составляет около 25 лет (Лукьяненко В.П., 2001). Особенно важно подчеркнуть, что наркомания трудноизлечима, а порой вообще не поддаётся даже высоко профессиональному специализированному лечению.

    На современном этапе развития нашего общество еще одним вредным пороком стало переедание, последствием чего является ожирение. Ожирением считается превышение  нормального веса, вызванное чрезмерным отложением жира (Лукьяненко В.П., 2001).

    Проблема ожирения в результате своей исключительно широкой распространённости в наши дни становится актуальной как никогда, так как лишний вес приводик к многим  хроническим заболеваниям жёлчного пузыря, диабетам, гипертонии, ранним атеросклерозам, стенокардии, инфарктам миокарда.. При этом ожирение  всё чаще становится причиной  пониженной  работоспособности и инвалидности, источником многих жизненных затруднений, в том числе морально-этического и экономического характера (Макаров В.В., 2001). Ожирение может возникнуть по разным причинам, но главными из них – это избыточное питания  и  недостаточная двигательная активность.

   Вопросы влияния вредных привычек на состояние здоровья детей  важны сегодня, ведь именно социальные аспекты неблагополучия в подростковой среде вызывают особую тревогу. Возраст приобщение подростков к курению у мальчиков составляет 10 – 11 лет, у девочек 13 – 14. В старших классах курит примерно 37 % юношей и 10 % девушек.

   На сегодняшний день средства массовой информации, рекламные плакаты, личный пример взрослого населения и недостаток знаний о влиянии вредных привычек на организм, особенно ребенка, значительно укорачивают жизнь подрастающего поколения, ведут к деградации нации и ее медленному умиранию.

 

Закаливание - компонент формирования  ЗОЖ

    Закаливание организма  -  это система мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма к многообразным влияниям внешней среды.  В его основе лежит  формирование способности организма быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям метеорологических  факторов. Оно поз­воляет избежать многих болезней,  продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую работоспособность. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие про­цедуры снижают их число в 2-4 раза, а в отдельных случаях полностью исключают. Закаливание также оказывает общеукрепляющее действия на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. (Лаптев А.И., Полиевский С.А., 1990).

 Проблема закаливания  стала особенно актуальной в настоящее время, в условиях возросшего комфорта жилищ, роста материального благополучия, сопровождающихся недостаточным общением с природой, её естественными факторами, оказывающими тренирующее воздействие на организм человека.  В результате заметно снижаются защитные силы организма.

  Закаливание должно быть постепенным. На первом этапе закаливания  специалисты рекомендуют; температура воды для обти­рания должна быть 32 - 30° С, обливания - 33 - 32° С, обливания ног - 28 - 2б° С. Воздушные ванны можно принимать лишь в том случае, если воздух прогрелся до 22 - 20°С, купание в открытом водоеме разрешается,  если температура воды не ниже 20 - 18°С. Постоянно снижая исходную температуру воды на 1° С в два дня, вы доведете её до 18 - 16° С.

   Однако при этом всегда надо помнить, что неправильное, неграмотное закаливание весьма опасно для здоровья.

 

Оптимальный режим двигательной  активности, важное условие формирования ЗОЖ

 

 В жизни  двигательная деятельность является фактором  активной стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности – важнейшее условие его жизнедеятельности. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности детского организма, влияет на формирование психофизического статуса ребенка .

  По данным Всемирной организации здравоохранения каждый ребенок на пути своего развития должен совершать в младшем школьном возрасте 12 – 13 тысяч локомоций, в среднем школьном возрасте 14 – 15 тысяч, а в старшем до 17 – 17 тысяч соответственно (Марков В.В., 2001). 

   В тоже время последние исследования в области медицины, физиологии, физической культуры подтверждают, что большинство школьников не поддерживают оптимального двигательного режима на должном уровне.  По литературным данным только 40 % двигательной активности реализуется через уроки физической культуры и спортивные секции, а остальные 60 школьник реализовывает самостоятельно, через проведение активного отдыха после школы и в выходные дни. Однако большинство школьников проводят выходные дни, лежа у телевизора.  Гиподинамия наблюдается у 50 % школьников 6 –8 лет, у 60 % школьников 9 – 12 лет, и у 75 –80 % детей старшего школьного возраста, то есть гиподинамия свойственна всем возрастным группам детского населения. При этом по мере взросления  дефицит движений наблюдается чаще у девочек, чем у мальчиков. Такое положение во многом обуславливает снижение состояния здоровья современных учащихся, развития и прогрессирования хронических заболеваний, таких как ожирение, нарушение зрения, нарушение осанки, сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

Недостаточная двигательная активность способствует формированию функциональных систем организма с пониженными резервными возможностями. Изменения, которые происходят в растущем организме, - это своего рода адаптационная перестройка систем.

 Личная физическая культура – это рациональное использование человеком одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного состояния.

Активная пропаганда  по внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

 

Роль физических упражнений в формировании ЗОЖ и укреплении здоровья

  

Значительная роль физических упражнений в сохранении и укреплении здоровья  поддержании высокого уровня работоспособности доказана многочисленными исследованиями, которые свидетельствуют, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С, 2000).

Дети, школьного возраста, имеющие большой объем движений в течение дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям .

Многие считают, что чем больше занимаешься, тем полезнее для здоровья и, что особенно полезны те упражнения, которые сопровождаются большими нагрузками (культуризм, марафонский бег и т.п.)

               

 

Организация исследования

 

  Весь материал, включенный  в работу был получен на базе МОУ «Юрьевская СОШ». В исследования приняли участие учащиеся 7 класса. Эксперимент проводился в  марте 2008 года. В нем приняли участие 12  практически здоровых  испытуемых (5 мальчик и 7 девочек). В предварительной беседе с участниками эксперимента было получено их добровольное согласие.

   Было проведено анонимное анкетирование с целью выявления индивидуального образа жизни учащихся и их отношения к своему здоровью. Состав вопросов анкеты приведен  в приложении.

Для определения влияния физической нагрузки на организм испытуемых мы провели исследование реакции пульса учащихся на 20 приседаний, методика проведения эксперимента представлена в приложении.

Методы исследования

   Выбор методов исследования определяется,  прежде всего,     конкретными задачами научной работы.    Решение проблем    физического воспитания  требует  использования физиологических  методов исследования.

 

Анализ литературных источников

    Метод предполагал изучение литературных источников, их описание по проблеме исследования. Главной задачей анализа литературных источников является определение того, что ранее сделано другими исследователями по теме, поставленной для разработки. Изучение основных компонентов формирования здорового образа жизни и влияние на укрепление здоровья подростков физических упражнений было основной цель данной работы. По итогам изучения специальной научной литературы и документальных источников был сформирован основной материал для аналитического обзора состояния исследуемой проблемы.

Анкетирование

Анкетирование проводилось с целью определения индивидуального стиля жизни детей и их отношения к формированию и приобретению основ здорового образа жизни (см. приложение 1).

   Оценка индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью проводилась по 4 балльной шкале. Использование шкалы с 3 ответами, которым присваиваются баллы от 4 до 0 широко распространенный в социальных исследованиях прием. При анализе анкеты за каждый ответ  а, присуждалось 4 балла, за б – 2 балла и за с – 0.

42 балла и выше  – высокий уровень, на котором сформированы все компоненты личностной культуры бережного отношения к своему здоровью, зрелость и активность механизмов сохранения и укрепления здоровья, определен общий смысл жизни, взаимоотношений, реализуются компоненты здорового образа жизни.

    41 – 31 балл – средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов формирования здорового образа жизни  и недостаточная сформированность других, недостаточная активность механизмов сохранения и укрепления своего здоровья, недостаточная адаптация к условиям окружающей среды, неустойчивая работоспособность.

    30 – ниже – низкий уровень, на котором проявляется отсутствие отдельных компонентов формирования здорового образа жизни, потребности в их формировании и совершенствовании, отсутствие заботы о сохранении и укреплении своего здоровья, низкий уровень адаптации к условиям окружающей среды, низкая работоспособность, наличие болезней

           

Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам

     Проба с приседаниями. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое, и после нагрузки, то есть определить процент учащения пульса.

Методика: Подсчитать пульс в покое. В медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым. После приседаний снова подсчитать пульс.

Частоту сердечных сокращений в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до нагрузки за 10 с был равен 12 (ударам (100%), а после выполнения нагрузки за 10 с на 1-й минуте восстановления – 20 ударам.  Сопоставляется пропорция и рассчитывается процент учащения пульса Х по формуле:

         (20-12) х 100%

Х =             12             = 67 %.

Увеличение пульса после нагрузки на 25 % и менее считается отличным, на 25-50 % – хорошим, на 50-75 % – удовлетворительным и свыше 75 % - плохим. Удовлетворительные и плохие оценки свидетельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано.

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

Формирование основ здорового образа жизни с малых лет, бережное отношение к своему здоровью на протяжение всей жизни является основой существования человека. Только здоровый человек может плодотворно трудится, и приносить пользу обществу.

  Так при анализе анкеты  мы установили, что у 57 % испытуемых был установлен средний уровень оценки здорового образа жизни (таблица 1).   Он указывает на то, что данная группа детей, знакома с основами здорового образа жизни, но не всегда их придерживается в своей жизнедеятельности.

Таб. 1

Среднестатистические результаты оценки здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы.

показатели

Уровни оценки ЗОЖ

Высокий

Средний

Низкий

12 %

57 %

31 %

    При этом низкий уровень оценки здорового образа жизни наблюдался у 31 % испытуемых, и только 12 %  школьников придерживаются основ здорового образа жизни в процессе своего развития. Это  указывает на то, что у испытуемых заложены стереотипы поведения нездорового стиля жизни, а следовательно и недостаточно серьезного отношения к своему здоровью, к его сохранению и укреплению.   При этом, несмотря на то, что 42 % опрошенных регулярно занимаются спортом и посещают спортивные секции, только 19 % постоянно делают зарядку. Несмотря на низкий процент хронических заболеваний  19 % (5 человек), регулярно обращаются к врачу 62 % обследованных учащихся. Необходимо отметить 16 % курят табачные изделия. Эти данные свидетельствуют о том, что среди учащихся 7 класса имеется большой % школьников ведущих нездоровый образ жизни. Полученные данные в результате анкетирования подтверждаются показателями функциональной пробы (таблица 2).

Таб. 2

Среднестатистические результаты оценки адаптационных возможностей школьников.

Процентное соотношение ЧСС до и после нагрузки

Уровни тренированности сердечно-сосудистой системы

высокий

средний

удовлетворит.

неудовлетвор.

19 %

42 %

27 %

12 %

 

Как видно из таблицы 2 всего 19 % испытуемых высокую степень адаптации к физическим нагрузкам.  Результаты  исследования подтверждают мнения современных авторов о  том, что в современном обществе наблюдается тенденция потери здоровья школьников Влиянии  гиподинамии на  детей всех возрастных групп способствует увеличению числа заболеваний, росту простудных заболеваний.

 

ВЫВОДЫ

 

1.        Результаты исследования подтверждают мнения современных авторов о  том, что изучение  особенностей формирования основ здорового образа жизни актуальны.

2.        Одно из ведущих мест в формировании здорового стиля жизни школьников среднего возраста играют потребностно-мотивационная сфера, позволяющая ему включаться в процесс познания и формирования индивидуальной философии здоровья.

3.        Наши исследования позволили установить, что занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на сохранение и укрепление здоровья.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета  «Будем здоровы!»

Уважаемый участник! Перед Вами лежит анкета, позволяющая определить твое отношение формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль твоей жизни. Вам будет предложено три варианта ответа на поставленный вопрос, касающийся вашего стиля жизни. Вам необходимо выбрать один ответ, который наиболее полно отражает ваш образ жизни. Долго не задумываетесь, здесь нет правильных и неправильных ответов.

 

1)       Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

a)        Именно такой и вы едите много фруктов и овощей;

b)        Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;

c)        Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима.

 

2)       Регулярно ли вы делаете зарядку?

a)        Да, это для меня необходимость;

b)        Иногда делаю;

c)        Нет, не делаю вовсе.

 

3)       Часто ли вы с родителями используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?

a)        Регулярно (как минимум два раза в месяц);

b)        Иногда (2 – 3 раза в пол года);

c)        Никогда или очень редко.

 

4)       Хорошо ли вы спите?

a)        Да, я почти никогда не просыпаюсь ночью;

b)        Не всегда, бывает я часто просыпаюсь;

c)        Просыпаюсь почти каждую ночь.

 

5)       Часто ли вы болеете?

a)        Очень редко (не чаще 1 раза в год);

b)        Болею 3 – 4 раза в год;

c)        Болею очень часто (чаще 5 раз в год).

 

6)       Страдаете ли вы хроническими заболеваниями?

a)        Нет;

b)        Затрудняюсь ответить;

c)        Да.

 

7) Соблюдаете ли вы правильный режим дня?

a)        Да, стараюсь всегда его соблюдать;

b)        Пытаюсь придерживаться, но не всегда получается;

c)        Нет, я никогда не соблюдаю режим дня.

 

8)       Часто ли вы устаете после уроков?

a)        Почти никогда не устаю;

b)        Иногда устаю очень сильно;

c)        Да, почти всегда сильно устаю.

 

9)       Доставляет ли вам удовольствие урок физической культуры в школе?

a)        Да, вы всегда ходите на него с удовольствием;

b)        Он вас, в общем-то, устраивает;

c)        Вы ходите на него без особой охоты.

 

10)    Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?

a)        Да, я регулярно посещаю спортивную секцию;

b)        Периодически посещаю спортивные секции;

c)        Нет, я вообще не увлекаюсь спортом.

 

11)    Курите ли вы?

a)        Нет, я никогда не пробовал;

b)        Да, но лишь изредка;

c)        Да, курю постоянно.

 

 

12)    Употребляете ли вы спиртное?

a)        Нет, даже пиво;

b)        Иногда бывает;

c)        Выпиваю довольно часто.

 

13)    Пьете ли вы кофе?

a)        Очень редко, в основном предпочитаю чай;

b)        Пью не больше одной чашки в день;

c)        Пью его очень много.

Анонимность диагностики гарантирована.

Благодарим за участие!

 

 

Рис 1. Основные компоненты здорового образа жизни.

 

 

Здоровый образ жизни

 

Плодотворный труд

Закаливание организма

 

Рациональное питание

 

Оптимальный режим двигательной активности

Вредные привычки (алкоголь, наркотики, курение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


    

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.        Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 19 с.

2.        Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФиС, 1987 .- 63с.

3.        Антропова М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей. //Физическая культура в школе. – 1993, № 3. – 28 – 36с.

4.        Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-7.

5.        Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125с.

6.         Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ /Под общ. ред. О.Л. Трещевой. Омск, 1999. - 70 с.

7.        Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. – М.: Мысль, 1990. – 288 с.

8.        Волков Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. // Теория и практика физической культуры. – 2001, № 8. – с. 9 – 12.

9.        Зусманович Ф.Н. Валеология: Учеб. пос. Курган,1998. - 56 c.

10.     Колгушкин А.Н., Короткова Л.И. Лекарство от простуды. – М.: Знание, 1989. – 76с.

11.      Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. – М.: ФкиС, 1990. – 94 с.

12.     Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней . – М.: Академия, 2001. – 320с.

13.     Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 270 с.

 

 

 




    © 2005-2018
    Направление.RU
    Веб-офис - система управления сайтомредактировать содержание сайта

    Адрес:Омская область Павлоградский муниципальный район 
    с.Юрьевка ул.Центральная,19
    Телефон: +7 (381)2 57222
    E-mail: yrievpavka61@mail.ru